«Три раза женился на своих студентках!» Преподаватели вузов о допустимости романов с ученицами
После гибели аспирантки СПбГУ Анастасии Ещенко от рук 63-летнего доцента этого же вуза Олега Соколова вопрос о допустимости романтических отношений между преподавателями и студентками перестал быть теоретическим.
Русская служба BBC поговорила об этом с сотрудниками нескольких российских университетов. Что думают об отношениях со студентками профессора и доценты: допустимы ли подобные романы и должно ли руководство вузов их пресекать.
Сергей Медведев, профессор факультета социальных наук ВШЭ:
— Мы с большим трудом выходим из патриархальной, сексистской и очень грязной парадигмы, которая была в России и особенно в Советском Союзе. Считается абсолютно допустимым, нормальным и даже социально одобряемым, что преподаватель может иметь роман со студенткой, особенно если это студентка старших курсов.
Я не могу стукнуть кулаком по столу и сказать: все, никаких отношений, полный запрет. Хорошо, а если выпускница? А если не студентка, а аспирантка? А если докторантка? А если она становится коллегой? Причем необязательно «она»: а если это студент, к которому испытывает интерес преподавательница, женщина-профессор? А если студентка другого факультета? Или в бакалавриате была на твоем факультете, а в магистратуру перевелась на другой? Очень много нюансов, и есть просто так взять и запретить все сразу, это будет Северная Корея.
Гасан Гусейнов, профессор ВШЭ:
— Знаю, что были отдельные случаи, но говорить о них не могу, так сказать не уполномочен просто. Я был свидетелем, как одного коллегу обвиняли, и ему пришлось уйти. Другой коллега женился на студентке, и никто ему ничего не говорил. Это тема, которая у нас обсуждается крайне редко. Понятно, что студент или студентка и преподаватель или преподавательница находятся не в равном положении, а один в зависимом от другого. Но известны и случаи преследования преподавателей со стороны студентов, в том числе на почве влюбленности. Это точно такая же агрессия, но идущая снизу вверх по лестнице иерархической.
Эти отношения должны быть жестко отрегулированы на уровне правил внутреннего распорядка вуза. По возможности миры студентов или студенток и преподавателей или преподавательниц не должны пересекаться в личном, интимном плане. Это приводит к нежелательным побочным результатам, когда невозможен нормальный учебный процесс. Хорошо, когда есть общие правила, которые позволяют построить между преподавателями и студентами «стеклянную стену».
На этом основано жесткое разделение мира студентов и преподавателей в Германии или в Штатах. Я так вернулся в Москву после длительного отсутствия, встретил своих студенток прошлогодних, они кинулись мне на шею, мы обнялись, а при этом присутствовал мой коллега из США. Он в ужасе на это посмотрел и сказал: что ты, тебя бы в Штатах уволили в 24 часа!
Павел Кротов, преподаватель погибшей Анастасии Ещенко, профессор Института истории СПбГУ:
— Для России были весьма типичны браки между профессорами и студентками. Это, как правило, счастливые браки. В XIX веке эта традиция была положена, в XX-XXI продолжается. Это было всегда характерно, распространено, но распространено только среди высокообразованных людей. Народу, более широким массам, это непонятно — и никогда не будет понятно, потому что, например, данные этнографии говорят, что если женщина сельской местности в XIX веке выходила замуж, и муж был старше больше, чем на три года, то уже говорили: вышла за старика.
Такие браки более устойчивые, более счастливые. Дети, насколько я знаю по историческим материалам, получаются высокоинтеллектуальные, поскольку отец старше значительно, и с матерью полное согласие, дети получаются высокообразованные. Отмечено, что у отцов в возрасте дети с большими дарованиями.
Я все три раза женился на студентках, своих ученицах. В первый раз — в 30 лет, сейчас вот в третий раз. Мне 58 лет, сыну шесть месяцев, и дальше планируем, хотелось бы троих детей. Разница в возрасте 33 года у меня с женой. Со второй была разница 21 год, с первой — 13.
Преподаватель одного из московских вузов, на условиях анонимности:
— В педагогических кругах, где я общался, сексуальные отношения со студентками воспринимались как что-то табуированное, не поощряемое. В моем узком кругу это всегда осуждалось достаточно последовательно, и люди об этом не говорили, потому что понимали, что не найдут сочувствия.
Нужны ли прямые запреты? Наверное, лучше, чтобы они были, но я сомневаюсь, что они будут очень результативны. В вузах, где мне доводилось преподавать, если правила и были, то об этом никто никогда никому не говорил.
Про Соколова, мне кажется, это лишнее подтверждение его безумия, что все обо всем знали. Для таких случаев, конечно, действительно нужно вводить правила, просто чтобы были формальные основания, что если преподаватель делает что-то запредельное, то из вуза его можно выгнать без всякого суда и следствия за подобное поведение.
Вообще, я могу себе представить сильное любовное чувство между преподавателем и студенткой, но мне кажется, что в таком случае он должен уволиться, уйти.