Пестель в бороду, Каховский под ребро. О том, как отечественное кино переписывает историю
Может мне кто-нибудь объяснить, зачем декабристы всё это затеяли? Ну вот чего им не сиделось? Не бедные, успешные, все сплошь дворяне. Какого ляда они полезли раскачивать лодку и вышли на Болотную? То есть, тьфу, на Сенатскую. В школе мы проходили, что они хотели изменить русскую жизнь к лучшему. Отменить крепостное право и ограничить самодержавие. Одним словом, они были молодцы. И вот на экраны нашей с вами Родины вышло новое кино про декабристов «Союз спасения». И теперь они больше не молодцы.
Они то ли бандерлоги-белоленточники, то ли иностранные агенты, то ли пятая колонна. А может, и вся эта дрянь вместе взятая. Ведь вот она Русь. Правит ею мудрый, прекрасный монарх Александр. Его сменяет еще более мудрый и не менее прекрасный монарх Николай. Кругом чистота, красота и благолепие. Селянки собирают овес, мужики пасут скот, господа танцуют менуэты — все счастливы. И только эти хипстеры в эполетах лезут на несанкционированные митинги с целью свергнуть законную, богом данную власть.
А мы-то, дураки, всю жизнь их любили. И Пушкин-то хотел к ним примкнуть, и Некрасов воспевал их самоотверженных жен, а кто из девчонок не обожал Костолевского в «Звезде пленительного счастья». Прекрасные романтические рыцари. Герои войны 1812 года. Походом прошли они, изгоняя Наполеона, по Европе и увидели, что на свете бывает более свободная и цивилизованная жизнь. Всю нашу биографию отечественная история воспевала Рылеева с Пестелем, гордилась Бестужевым-Рюминым и Муравьевым-Апостолом, а именем Каховского вообще названа станция метро в Москве. И вот нынешний режим решил изменить трактовку. Ибо таково требование дня.
«Там русскые стреляют в русскых», — с болью и ужасом говорит один из персонажей, и в этой боли вся суть фильма. И ведь не поспоришь. Не дай бог. Никто не желает такого. Но, если мы не прекратим выходить на улицы, то государь будет вынужден нас расстрелять и повесить. Ради общего блага. А как иначе? Мирно он от престола не откажется и у бунтовщиков на поводу не пойдет. Значит, придется вешать. Ну, или хотя бы ссылать в Сибирь. Тропой Волконского и Трубецкого. Одним словом, очень своевременное кино. Типа последнего китайское предупреждения для тех, кто «хочет, как в Париже».
В «Союзе спасения» ни разу не вспоминается о крепостном праве и тюрьме народов. Никто не заикается о Конституции. Зачем декабристы затеяли эту смертельную игру, вообще не понятно. Единственное объяснение сводится к тому, что они тупо амбициозные сволочи и выпивохи, которым противостоят благородные непьющие цари и прекрасный генерал Милорадович. Те, кто за Русь, те всегда за стабильность. Перемен хотят только враги отечества. И ведь правда, десять последних лет нас настойчиво приучают к мысли, что лучше, чем есть, не бывает. Бывает лишь плохо и еще хуже. Так что наша судьба — смириться и терпеть, а тот, кто терпеть не хочет, укрофашист и майдановец.
По идее, на декабристах нельзя останавливаться. Надо идти дальше и менять трактовки не только истории, но и литературы.
В «Трех толстяках» террористы Тибул и Просперо ввергли страну в хаос и свергли законное правительство, которое возглавляли три мудрых в меру упитанных мужчины. В романе Горького «Мать» навальновец Павел Власов за печеньки Госдепа занимался экстремизмом и оскорблял религиозные чувства представителей власти.
Данко — русофоб, Буревестник — национал-предатель, Сокол — иностранный агент, сеньор Помидор — защитник скреп. Всё зависит от точки зрения. Относительно Мюллера Штирлиц — мерзкий шпион, а относительно Юстаса — он доблестный разведчик. Из СССР Николай Второй смотрелся кровавым, из путинской России стал казаться святым. Так что как версия «Союз спасения» вполне имеет право на существование. Почему нет? Лишь бы эта версия не стала единственной. А ведь станет. Как пить дать станет.