Мэрия Петрозаводска рассказала, как планирует изменить общественный транспорт в городе
Самым острым вопросом на сегодняшней планерке в мэрии Петрозаводска стала проблема организации общественного транспорта. Чиновники вновь отметили, что горожане массово жалуются на работу частных перевозчиков. Прежде всего их не устраивает несоблюдение графика движения, грязь в салонах и хамство водителей. При этом существующие тарифы являются одними из самых высоких по Северо-Западу.
Мэрия признала в очередной раз, что пока никак не может повлиять на ситуацию. Всё упирается в действующее законодательство: федеральные законы и местные правовые акты. Согласно ФЗ-220, всем транспортным компаниям помимо лицензий выдают свидетельства, которые не так просто отозвать. В списке оснований для этого нет, например, нарушений интервала движения. При этом все маршрутчики работают в Петрозаводске по нерегулируемым тарифам. На данный момент транспортные компании нельзя привлечь к административной ответственности, и такая правовая возможность не появится вплоть до сентября 2021 года, когда заработает новый приказ Минюста.
Чтобы расстаться с перевозчиками, чья работа не устраивает администрацию города и петрозаводчан, систему надо переводить на регулируемый тариф. Действующее законодательство фактически иной законной схемы не предоставляет, отметили в мэрии. При этом до 1 сентября нарушители остаются вне зоны правового регулирования. Городским властям предстоит обсудить все детали нового приказа с Ространснадзором, чтобы четко выстроить работу и определить, за что маршрутчиков все-таки смогут штрафовать начиная с осени.
Только переходом на регулируемые тарифы можно решить транспортную проблему. Лицензия и свидетельство – два документа, которые позволяют коллегам из автомобильных перевозок действовать так, как они действуют. Когда они повышают цену, всё, что мы можем сейчас сделать в рамках правового поля, – это прийти в УФАС. Чтобы изменить ситуацию, в том числе в плане баланса в пользу нашего МУП «Городской транспорт», мы имеем только один путь, установленный законом, – переход на регулируемые тарифы. Тогда мы сможем пересмотреть всю схему движения городского транспорта, включая троллейбусы. Но для этого в нашем бюджете надо зарезервировать порядка двух миллиардов рублей, что невозможно без помощи республиканского правительства. 9-го числа представители Сбербанка приезжают сюда именно с этой историей, чтобы предложить свою концепцию участия в реформировании городского транспорта, – отметил глава города Владимир Любарский.
Власти также намерены ввести в Петрозаводске так называемые брутто-контракты, когда муниципалитет заказывает услугу, определяет стоимость проезда и рассчитывает стоимость за один километр. Перевозчик осуществляет работу, собирает плату за проезд, но деньги поступают в бюджет. Муниципалитет в итоге компенсирует транспортной компании разницу между собранными средствами и ранее рассчитанной стоимостью километра. Таким образом маршрутчики будут в любом случае получать доход, независимо от пассажиропотока.
Сити-менеджер также обратился к депутатам Петросовета и Заксобрания Карелии с просьбой, чтобы они вышли с новой законодательной инициативой. Глава города подчеркнул, что власти не понимают, что происходит внутри частных компаний, какова их чистая прибыль. По его мнению, партнеры со стороны бизнеса, которые не связаны с городом даже контрактом, должны раскрывать свои доходы. На планерке также упоминали опыт организации общественного транспорта в других российских городах. В частности, в Твери используют низкопольные ЛиАЗы, оборудованные камерами видеонаблюдения, счетчиками пассажиров, бесконтактной оплатой, системой контроля работы и отдыха водителя. Однако на инновации тверские власти деньги получили из регионального бюджета. В год на это закладывается около двух миллиардов рублей.